Они передали традицию

«Традиция
не может быть
унаследована –
если она вам
нужна,
вам придется
много над ней
работать»
Томас Элиот

Краткая история тайцзицюань стиля Ян

Основателем тайцзицюань стиля Ян считается Ян Лучань (1799-1872), который и сделал его достоянием семьи Ян. Однако само это искусство имеет гораздо более древнее происхождение и развивалось благодаря усилиям целого ряда людей. Краткие сведения о некоторых из них приведены ниже.

Чэн Линси является наиболее ранним из известных учителей, преподававших боевое искусство под названием тайцзицюань. Он жил во времена династии Лян (502-557) в уезде Шэсянь провинции Аньхуй. Он не только сам практиковал тайцзицюань, но также обучал ему бойцов местных отрядов самообороны, которыми командовал. На протяжении нескольких династий это искусство передавалось в роду Чэн Линси.

СЮЙ СЮАНЬПИН – даосский ученый и поэт, жил в эпоху династии Тан (618-907), Уроженец Шэчжоу провинции Аньхуй, Сюй Сюаньпин дружил и обменивался стихами с великим поэтом Ли Бо, приходившим навещать его уединенное жилище в горах. Он доработал первоначальный комплекс тайцзицюань, созданный Чэн Линси, доведя количество форм до 37. Сюй Сюаньпину принадлежат несколько сохранившихся до наших дней трактатов по кулачному искусству - «Речитатив восьми иероглифов» (Ба цзы гэ), «Собрание искренних суждений о 37 формах» (Сань ши ци ши синь хуй лунь), «Суждение о главенствующем использовании цельности тела в 37 формах» (Сань ши ци ши чжоу шэнь да юн лунь), «Суждение о требованиях к 16 звеньям» (Ши лю гуань яолунь), «Речитатив о применении мастерства» (Гун юн гэ).

Содержание трактатов указывает на несомненную связь с современным тайцзицюань. Важнейшим свидетельством этого являются впервые и именно здесь перечисленные «восемь видов внутренней силы-цзинь», на которых базируется вся боевая техника тайцзицюань, причем уже с делением на «четыре прямые» (сы чжэн) и «четыре диагональные» (сы юй). Говорится о том, что нужно уметь «понимать силу» (дун цзинь). Целые куски трактатов Сюй Сюаньпина и все их основные положения можно встретить почти в дословном переложении в поздних классических трактатах по тайцзицюань Ван Цзунъюэ и других.

Списки названий 37 форм также сохранились и свидетельствуют о несомненном сходстве названий форм и их порядка с сегодняшним тайцзицюань. Преемником традиции в 14-м поколении был живший при династии Мин Сун Юаньцяо. В начале периода Китайской республики хранителем этой традиции был Сун Шумин.

ЧЖАН САНЬФЭН жил в конце династии Юань (1280–1367) – начале династии Мин (1368-1644). В молодости занимал высокие чиновничьи посты и имел одну из высших ученых степеней цзиньши. После смерти родителей он под влиянием даосского учения вышел в отставку и отправился странствовать по Поднебесной в поисках знаний и Учителей. В провинции Шэнси на горе Хуашань ему посчастливилось встретить «совершенного человека» – даоса Цзя Дэшэна по прозвищу Хо Лун (Огненный дракон). Именно он научил Чжана различным практикам «взращивания жизненности» и искусству тайцзицюань, тому же самому, которому обучал Сюй Сюаньпин.

Чжан Саньфэн не только прекрасно освоил эту систему, но и обогатил ее эффективной техникой ног. В 67 лет он покинул Цзя Дэшэна, а в 70 лет поселился в горах Уданшань. Чжан Саньфэн свел искусство тайцзицюань к «тринадцати позиционным основам» (шисань ши), суть которых в восьми видах применения внутренней силы-цзинь (ба фа) и пяти способах действий ног (у бу); их соотнесение основано на принципе взаимоотношений восьми триграмм и пяти первоэлементов. Именно Чжан Саньфэну приписывают создание полного набора и последовательности форм, которые присутствуют в комплексах современного тайцзицюань. Чжан Саньфэн не только прекрасно освоил эту систему, но и обогатил ее эффективной техникой ног. В 67 лет он покинул Цзя Дэшэна, а в 70 лет поселился в горах Уданшань. Чжан Саньфэн свел искусство тайцзицюань к «тринадцати позиционным основам» (шисань ши), суть которых в восьми видах применения внутренней силы-цзинь (ба фа) и пяти способах действий ног (у бу); их соотнесение основано по принципу взаимоотношений восьми триграмм и пяти первоэлементов. Несмотря на то, что Чжан Саньфэн продолжал традицию такой плеяды мастеров, как Чэн Линси, Сюй Сюаньпин, Чэн Би, Хо Лун, именно ему приписывают создание того полного набора и той последовательности кулачных форм, которые присутствуют в комплексах современного тайцзицюань.

ВАН ЦЗУНЪЮЕ родом из провинции Шаньси, жил при династии Цин в период правления под девизом «Цяньлун» (1735-1796). Согласно сказанному в изданному в 1795 году труде «Анналы копья темного знака», Ван Цзунъюэ «с молодых лет помимо изучения канонов и истории интересовался книгами Хуанди, Лаоцзы и речениями военных стратегов, не было книги, которую бы он не прочитал. Также он бы искусен в методах ударов и уколов, познал суть методов боя копьем.»

Ван Цзунъюэ был очень образованным, ученым человеком, в поисках знаний любил путешествовать по местам обитания святых и мудрецов. Однажды, посетив даосскую «Золотую кумирню» близ города Баоцзи, где, по сообщениям минской династийной хроники, одно время жил Чжан Саньфэн, он познакомился с даосом Юнь Ю, оказавшимся учеником Чжана Саньфэна. У него Ван Цзунъюэ и получил подлинное искусство тайцзицюань.

ЦЗЯН ФА жил в конце XVII – начале XVIII вв. Он жил в городе Сиань, где имел мелкое предприятие по производству тофу, был относительно зажиточным человеком. Искусство тайцзицюань он в течении десяти лет постигал у Ван Цзунъюэ. Цзян Фа передал свое мастерство жителям поселка Чжаобао уезда Вэнсянь провинции Хэнань, где на протяжении нескольких столетий оно передавалось из поколения в поколение. По просьбе Чэнь Чансина Цзян Фа жил в его доме в Чэньцзягоу, где обучал его тайцзицюань.

ЧЭНЬ ЧАНСИН (1771–1853) родился в селе Чэньцзягоу уезда Вэньсянь провинции Хэнань. Представитель семьи Чэнь в 14 поколении, сын Чэнь Бинвана. Знаменитый мастер тайцзицюань, ученик мастера Цзянь Фа, особенно он выделялся прямой постановкой корпуса, поэтому люди почетно именовали его «Господин таблицы предков». Длительное время был профессиональным охранником, сопровождал товары в Шаньдун и прославился в боевом искусстве. В последние годы открыл школу. Одним из его учеников был Ян Лучань. Им написаны трактаты «10 важных рассуждений о тайцзицюань», «Важные речения об использовании воинского аспекта тайцзицюань», «Главы о схватке тайцзицюань», «Рифмованые правила тайцзицюань» и другие.

ЯН ЛУЧАНЬ (1799–1872), он же Ян Фукуй, родился в уезде Юнняньсянь провинции Хэбэй. Пришел к Чэнь Чансину специально для того, чтобы учиться тайцзицюань. В то время уже было широко известно о целебных свойствах этого искусства, а Ян Лучань страдал от склеромы брюшной полости.

После учёбы Ян Лучань вернулся к себе на родину, где начал преподавать тайцзицюань. Среди его учеников был У Юйсян, представитель одного из самых могущественных в уезде Юнняньсянь кланов. Примерно в 1852 году Ян Лучань с помощью У Юйсяна переехал в Пекин и был приглашен для преподавания при императорском дворе в специальной резиденции Дуаньванфу, где в то время преподавали самые известные мастера Китая.

Вскоре, после многочисленных поединков, Ян Лучань получил прозвище «Ян, не имеющий соперников» (Ян Уди) и был назначен главным инструктором всего «лагеря священных искусств».

Ян Лучань является автором традиционного формального комплекса тайцзицюань стиля Ян, состоящего из 108 движений.

Прямая передача

В нашей школе осуществляется прямая передача мастерства тайцзицюань стиля Ян. Мастер Роберт Амакер изучал это искусство у мастеров Чжэн Маньцина и Чжу Чжуфана, которые, в свою очередь, были учениками Ян Чэнфу, внука Ян Лучаня. Его учителями также были старшие ученики Чжэн Маньцина – Уильям Чэн и Бенджамин Ло.

Ян Чжаоцин (1883-1936), более известный как Ян Чэнфу, был сыном Яна Цзяньхоу, сына Ян Лучаня. Поначалу его не особенно интересовало семейное искусство, поэтому серьезно тренироваться он начал только в двадцать лет. Однако хорошие природные данные и упорство помогли ему быстро достичь мастерства. В 1916 году один из учеников его отца Сюй Юйшэн организовал «Пекинское спортивно-исследовательское общество», куда пригласил преподвать тайцзицюань Ян Чэнфу и его брата Ян Шаохоу. Общество готовило инструкторов ушу, которые способствовали его распространению по стране. Ян Чэнфу много ездил по Китаю, обучая тайцзицюань. В своем обучении он сочетал боевой и оздоровительный аспекты, что делало практику доступной в том числе для пожилых и больных людей. Именно с Ян Чэнфу идет традиция плавного исполнения формального комплекса, который ранее исполнялся с выбросами силы, подобно стилю Чэнь.

Чжэн Маньцин (1902-1975) родился в округе Юньцзя провинции Чжэцзян. Будучи одаренным и высокообразованным человеком, он глубоко постиг духовную традицию Китая, за что был удостоен титула «Мастер пяти совершенств», т.е. поэзии, живописи, каллиграфии, врачевания и боевых искусств. Преподавал каллиграфию в Пекинском и Нанкинском университетах и Специальном училище изящных искусств. Организовал в Шанхае первый Всекитайский институт литературоведения. Тайцзицюань начал заниматься по причине заболевания туберкулезом и под влиянием встречи с Ян Чэнфу. Через шесть лет занятий он полностью излечился. Чжэн Маньцин достиг больших высот в искусстве тайцзицюань. Он много сделал для его популяризации в том числе и путем поединков с представителями различных стилей китайского кулачного искусства и западного бокса. В 1950 году Чжэн Маньцин переехал на Тайвань, где организовал свою школу. Он ввел вертикальное положение корпуса при исполнении формального комплекса. Также для удобства преподавания он создал новый формальный комплекс, сократив традиционный до 37 движений. В 1965-1973 годах Чжэн Маньцин преподавал тайцзицюань с целью его популяризации в Западной Европе и Америке.

ЛИНИЯ ПЕРЕДАЧИ ТРАДИЦИИ ТАЙЦЗИЦЮАНЬ СТИЛЯ ЯН, ИЗУЧАЕМОГО В ШКОЛЕ «БЕЛАЯ ВОРОНА»