Тайцзицюань как выражение даосского мышления

Роберт Амакер

Я не считаю себя настоящим даосом и даже не уверен, встречал ли я такого когда-нибудь. По-моему всякий, стремящийся стать даосом, пребывает в заблуждении, поскольку на самом деле хотеть этого нельзя. Желание следовать так называемому потоку мудрости скорее вытекает из желания управлять Вселенной или хотя бы контролировать свою жизнь. И если из этого можно извлечь какой-то урок, то он состоит в невозможности такого контроля.

Полагаю, что тайцзицюань представляет собой чистую форму выражения даосской реальности, поскольку это боевое искусство не основано на силе. Жизнь научила меня тому, что наши ограничения отражают наши желания. И если вы хотите контролировать других людей, то они будут контролировать вас, а желая стать мудрым, вы оказываетесь под отупляющим влиянием того, что считаете истинным. Думаю, это происходит с каждым, кто становится кем-то вроде даоса. Я сам никогда не хотел им стать, но однажды обнаружил, что вроде бы подпадаю под его описание, поскольку осознаю невозможность контролирования событий.

Я полностью согласен с теми, кто говорит, что популярность губит тайцзицюань. Люди изучают что-то с единственной целью использовать это как силу. И когда такая вещь, как тайцзицюань, становится популярной, она сразу же попадает в сферу человеческого желания приобрести силу. Одна из проблем этого боевого искусства связана с тем, что оно возникло на основании огромного количества разнообразных практик. Все они послужили средствами его развития, но ни одна не была основополагающей. Чтобы овладеть тайцзицюань, надо освоить множество техник. Почти каждая из этих техник настолько мощна сама по себе, что может стать основанием отдельного боевого искусства, эффективность которого может кого-то убедить, что именно это и есть правильный путь.

В руководствах по тайцзицюань есть много указаний относительно циркуляции ци, укоренения и т.д. И все они могут пониматься ошибочно, если рассматриваются как основополагающие принципы тайцзицюань. На самом деле, это искусство основано на одном единственном простом принципе, а все остальное - лишь пути к его пониманию. К сожалению, раскол между различными школами тайцзицюань происходит очень легко. Они разделяются на группы, каждая из которых предпочитает одно из практических указаний. Тайцзицюань превращается в подобие религии, и представители каждой из групп утверждают, что один из аспектов этой религии важнее прочих. Они приходят к выводу, что все остальные группы не имеют «божьего благословения», поскольку не относятся к избранному аспекту с должным фанатизмом. Фактически споры относительно тайцзицюань по большей части касаются превосходства тех или иных аспектов, которые на деле всегда сбалансированы друг с другом. Но вместо проявления интереса к этому равновесию, спорящие увлечены его составляющими.

Подлинная практика тайцзицюань при использовании ее в реальном поединке представляет собой своего рода издевку над противни¬ком. Представьте себе, что двое борются, и если один из них проиграет, то это означает, что он уступает своему противнику в силе. И проигравший, конечно, хотел бы обладать такой же силой, как победитель, и брать с него пример. В большинстве боевых искусств так и происходит, но не в тайцзицюань. Здесь вы координируете свои действия с действиями противника таким образом, что его слабое место выставляется напоказ. Людям не нравится быть побежденными не силой противника, а собственной слабостью; им кажется, что над ними издеваются. Широко известен матч между борцом тайцзицюань и прославленным представителем другого боевого искусства. Этот знаменитый боец был сбит с ног двадцать семь раз подряд и всякий раз заявлял, что всего лишь поскользнулся. В состоянии крайнего раздражения он согласился прекратить матч, лишь когда зрители начали над ним смеяться. Именно таков опыт всякого, кто имеет дело с тайцзицюань. Это совсем не тот опыт, к которому стремятся новички, находящиеся под влиянием всяких историй о силе. Например, все практики цигун считаются поиском силы. Но когда достаточно долго занимаешься тайцзицюань, приходишь к странному ощущению отсутствия силы, и не можешь понять, почему окружающие воспринимают тебя как сильного человека. Сейчас я занимаюсь практиками, которые в юности считал частью строгой дисциплины. Иногда наблюдающие за мной испытывают восхищение. Но это не имеет ничего общего с тем, что ощущаю я, поскольку для меня эти практики стали чем-то необходимым для выживания. Не уверен, является ли это выражением умственного здоровья, но этот факт заставляет меня относиться к жизни с юмором. Например, когда я был моложе, я изо всех сил старался медитировать и обнаружил, что это очень трудно, поскольку лишь в рамках очень строгой дисциплины я мог встать рано утром для медитации. Тогда для меня это было признаком проявления большой силы. Теперь же, проснувшись утром и обнаружив в себе какие-то проблемы или болевые ощущения, я просто вынужден сесть в позу для медитации, концентрируясь на себе до тех пор, пока все это не пройдет. И это не имеет ничего общего с дисциплиной. Я также обнаружил, что после длительных занятий цигун я стал очень мало спать. Но это происходит, в частности, благодаря тому, что я сплю большую часть того времени, когда окружающие уверены, что я бодрствую. Сейчас я пришел к пониманию того, что основная цель медитации - стирание границ между сном и бодрствованием.

Состоянию человека во время медитации было посвящено специальное научное исследование. В ходе эксперимента к медитирующим были подсоединены различные измерительные приборы. В результате ученые пришли к выводу, что состояние медитации - это обман, поскольку единственное различие между спящими и медитирующими состоит в том, что медитирующие бодрствуют. Ученые предполагали обнаружить какое-то великое мистическое различие в их состоянии, но нашли лишь странное соотношение между сном и бодрствованием. Это крайне удивило меня, поскольку еще много лет назад мой учитель говорил, что единственной целью моего обучения было заставить те внутренние процессы в нервной системе и в теле вообще, которые протекают в организме во время сна, происходить в пробужденном состоянии. Вот почему все эти достижения стали для меня выглядеть как шутка.

Практика тайцзицюань привела меня к весьма специфическому взгляду на жизнь. Я никогда не хотел заниматься философскими исследованиями, но постепенно пришел к выводу, что человеческое существо состоит из многих уровней - от очень тонких до вполне материальных. И эти уровни взаимно влияют друг на друга в обоих направлениях. Например, реализация чего-то на тонком плане оказывает очень сильное влияние на тело. Самый лучший способ достигнуть такой реализации - это заставить тело следовать принципу. Тогда вы получаете возможность следовать самым тонким аспектам. Большинство людей, занимающихся тайцзицюань, не понимают, что во время этих занятий они превращают свое тело в такой инструмент, где более тонкие планы человеческого существа вступают во взаимодействие и начинают следовать тому же принципу. В данном случае психологические аспекты проявляются вследствие физических действий. Например, если кто-то тренируется с целью стать очень «жестким» и выработать в себе способность сопротивления силе, его разум тоже становится жестким и всему сопротивляется. В сущности, тайцзицюань есть тренировка физического равновесия, но в результате состояние такого же равновесия приобретает разум. Один учитель сказал мне как-то, что его мечта - учить людей философии и на основании этого заставить их автоматически понять сущность тайцзицюань. В ответ я засмеялся и сказал, что это в точности противоположно моей мечте - преподавать тайцзицюань так, чтобы на основании этого ученики создавали свою собственную философию.

Фактически даже практика цигун в соотношении с тайцзицюань трактуется неверно. Многие после недолгого изучения тайцзицюань задают вопрос, когда же они наконец начнут изучать что-то стоящее, а именно, цигун. В тайцзицюань изучение чего-то сложного строится на основании освоения его простых составляющих, одной из которых является цигун. Подобно многим практикам йоги, цигун не претендует на то, чтобы стать образом жизни. Мечта йога состоит не в том, чтобы делать упражнения по семь часов каждое утро, а в интеграции этих практик в более тонкие энергии с тем, чтобы в дальнейшем для достижения того же результата прилагать гораздо меньше усилий. Обычно я объясняю это своим ученикам следующим образом: упражнение не приносит пользы телу, оно не дает ему ничего, кроме усталости. Но осознанность очень полезна для тела, а упражнения содействуют развитию осознанности. Таким образом, самым замечательным и эффективным упражнением будет то, которое в наибольшей мере способствует развитию осознанности при минимальном количестве усилий. Для достижения этого нам следует перенести внимание на составляющие части, чтобы потом сложился некий образ, заключающий в себе простую идею.

Например, практики цигун начинаются обычно самым простым способом, состоящим в следовании точкам, составляющим некую картину. Вы сначала просто концентрируетесь на различных точка тела и затем соединяете эти точки вместе. Но что это была бы за кошмарная жизнь, если бы всю ее пришлось провести в непрерывных размышлениях о различных точках своего тела. В сущности, этот процесс состоит в том, что когда все эти точки наконец связаны друг с другом, приходит осознание тела. В тайцзицюань это достигается через движение. Вначале осознается взаимосвязь очень простых движений. Затем эти простые движения соединяются в то, что называется формами, которые также соединяются между собой. И то, что получилось в результате этого, входит в состав чего-то еще более сложного. Тогда вместо заинтересованности только в своем «я» и своей силе у человека появляется искренний интерес к другим. Таким образом, борьба уподобляется любви. Каждый знает, что когда вы влюблены, вы все время думаете не о себе, а о другом человеке, и при этом ощущаете такой небывалый прилив энергии, который можно назвать божьим даром. Если вы способны достичь такого же уровня энергии сражаясь с противником, то вы достигаете высочайшего уровня в борьбе. В такой борьбе уже нет ненависти к противнику; вы, в сущности, любите его за то, что он становится для вас источником этой энергии. Здесь уже невозможно думать о ком-то как о враге.

Вопрос: Что такое тайцзицюань? Это боевое искусство, система оздоровления, путь личностного развития, или что-то иное?
Ответ: Это исторический артефакт. Это продукт творчества многих странных личностей, каждая из которых внесла свой вклад в тайцзицюань и придала ему свое особенное направление развития. Тайцзицюань - это очень сложное боевое искусство, и хотя можно было бы представить себе еще более сложное боевое искусство, тогда нельзя было бы найти никого, кто смог бы прожить достаточно долго, чтобы полностью овладеть им.

Вопрос: Означает ли это, что невозможно стать мастером в течение жизни?
Ответ: Возможно, но это потребует много времени. Привлекательность тайцзицюань состоит в том, что, даже если вы не станете мастером, вы не потеряете время: тайцзицюань очень хорошо повлияет на вас, так как сам процесс обучения является очень полезным для вашего физического и психического здоровья.

Москва, 1996