Они передали традицию: краткая история возникновения тайцзицюань стиля Ян

«Традиция
не может быть
унаследована –
если она вам
нужна,
вам придется
много над ней
работать»
Томас Элиот

СЮЙ СЮАНЬПИН – даосский ученый и поэт, жил в эпоху династии Тан (618-907), Уроженец Шэчжоу провинции Аньхуй, Сюй Сюаньпин дружил и обменивался стихами с великим поэтом Ли Бо, приходившим навещать его уединенное жилище в горах. Он также доработал первоначальный комплекс тайцзицюань, доведя количество форм до 37. Сюй Сюаньпину принадлежат несколько сохранившихся до наших дней трактатов по кулачному искусству - «Речитатив восьми иероглифов» (Ба цзы гэ), «Собрание искренних суждений о 37 формах» (Сань ши ци ши синь хуй лунь), «Суждение о главенствующем использовании цельности тела в 37 формах» (Сань ши ци ши чжоу шэнь да юн лунь), «Суждение о требованиях к 16 звеньям» (Ши лю гуань яолунь), «Речитатив о применении мастерства» (Гун юн гэ).

Содержание трактатов указывает на несомненную связь с современным тайцзицюань. Важнейшим свидетельством этого являются впервые и именно здесь перечисленные «восемь видов внутренней силы-цзинь», на которых базируется вся боевая техника тайцзицюань, причем уже с делением на «четыре прямые» (сы чжэн) и «четыре диагональные» (сы юй). Говорится о том, что нужно уметь «понимать силу» (дун цзинь). Целые куски трактатов Сюй Сюаньпина и все их основные положения можно встретить почти в дословном переложении в поздних классических трактатах по тайцзицюань Ван Цзунъюэ и других.

Списки названий 37 форм также сохранились и явствуют о несомненном сходстве названий форм и их порядке с сегодняшним тайцзицюань. Преемником традиции в 14-м поколении был живший при династии Мин Сун Юаньцяо. В начале периода Китайской республики хранителем этой традиции был Сун Шумин.

ЧЖАН САНЬФЭН – жил в конце династии Юань (1280–1367) – начале Мин (1368-1644). В молодости занимал высокие чиновничьи посты и имел одну из высших ученых степеней Цзиньши. Находясь под воздействием даосских сочинений, после смерти родителей ушел в отставку и отправился странствовать по Поднебесной в поисках знаний и Учителей. В провинции Шэнси на горе Хуашань ему посчастливилось встретить «совершенного человека» – даоса Цзя Дэшэна по прозвищу Хо Лун - «Огненный дракон». Именно он научил Чжана различным практикам «взращивания жизненности» и искусству тайцзицюань, тому же самому, которому обучал Сюй Сюаньпин.

Чжан Саньфэн не только прекрасно освоил эту систему, но и обогатил ее эффективной техникой ног. В 67 лет он покинул Цзя Дэшэна, а в 70 лет поселился в горах Уданшань. Чжан Саньфэн свел искусство тайцзицюань к «тринадцати позиционным основам» (шисань ши), суть которых в восьми видах применения внутренней силы-цзинь (ба фа) и пяти способах действий ног (у бу); их соотнесение основано по принципу взаимоотношений восьми триграмм и пяти первоэлементов. Несмотря на то, что Чжан Саньфэн продолжал традицию такой плеяды мастеров, как Чэн Линси, Сюй Сюаньпин, Чэн Би, Хо Лун, именно ему приписывают создание того полного набора и той последовательности кулачных форм, которые присутствуют в комплексах современного тайцзицюань. После Чжан Саньфэна искусство тайцзицюань разошлось на две ветви: южную и северную.

ВАН ЦЗУНЪЮЕ – родом из провинции Шаньси, жил при династии Цин в период правления под девизом «Цяньлун». Согласно сказанному в изданному в 1795 году труду «Анналы копья темного знака», Ван Цзунъюэ «с молодых лет помимо изучения канонов и истории интересовался книгами Хуанди, Лаоцзы и речениями военных стратегов, не было книги, которую бы он не прочитал. Также он бы искусен в методах ударов и уколов, познал суть методов боя копьем.» На склоне лет жил в Лояне и Кайфэне, где преподавал каноны. Согласно некоторым источникам, Ван Цзунъюэ, будучи в Чэньцзягоу провинции Хэнань, обратил внимание, что деревенские жители тренируют приемы кулачного искусства, и объяснил им теорию кулачного боя.

Ван Цзунъюэ был очень образованным, ученым человеком, в поисках знаний любил путешествовать по местам обитания святых и мудрецов. Однажды, посетив даосскую «Золотую кумирню» близ города Баоцзи, где, по сообщениям минской династийной хроники, одно время жил Чжан Саньфэн, он познакомился с даосом Юнь Ю, оказавшимся учеником Чжана Саньфэна. У него Ван Цзунъюэ и получил подлинное искусство тайцзицюань. У Ван Цзунъюэ учился Цзян Фа – мастер начала династии Цин, передавший впоследствии искусство тайцзицюань клану Чэнь.

ЦЗЯН ФА – жил в конце XVII – начале XVIII вв. Участвовал в восстании Ли Цзиюя. Прославился скоростью своих ног. Мастер начала династии Цин, жил в городе Сиань, где имел мелкое предприятие по производству доуфу, был относительно зажиточным человеком. Искусство тайцзицюань он в течении десяти лет постигал у Ван Цзунъюэ, и этому же искусству его обучал Гань Фэнчи – последний из носителей мастерства южной ветви. Передал свое кулачное искусство жителям поселка Чжаобао уезда Вэнсянь провинции Хэнань, где на протяжении нескольких столетий оно передавалось из поколения в поколение. По просьбе Чень Чансина Цзян Фа жил в его доме в Чэньцзягоу, пока не научил его тайцзицюань.

ЧЭНЬ ЧАНСИН (1771–1853), по прозвищу Юньтин. Уроженец села Чэньцзягоу уезда Вэньсянь провинции Хэнань. Представитель рода Чэнь в 14 поколении, сын Чэнь Бинвана. Знаменитый мастер тайцзицюань ученик мастера Цзянь Фа, особенно он выделялся прямой постановкой корпуса, поэтому люди почетно именовали его «Господин таблицы предков». Длительный период был профессиональным охранником, сопровождал товары в Шаньдун и прославился в боевом искусстве. В поздние годы открыл школу и принял учеников, среди других последователей его ученик Ян Лучань достиг высокого мастерства и на основании изученного создал собственный стиль Ян. Им написаны трактаты «10 важных рассуждений о тайцзицюань», «Важные речения об использовании воинского аспекта тайцзицюань», «Главы о схватке тайцзицюань», «Рифмованые правила тайцзицюань»и другие.

ЯН ЛУЧАНЬ (1799–1872), он же Ян Фукуй, родился в уезде Юнняньсянь провинции Хэбэй. Пришел к Чэнь Чансину специально для того, чтобы учиться тайцзицюань. В то время было уже известно о целебных свойствах этого искусства, а Ян Лучань страдал от склеромы брюшной полости.

После учёбы в Чэньцзягоу уезда Вэньсянь провинции Хэнань Ян Лучань вернулся к себе на родину в Юннянь провинции Чжили (нынешняя Хэбэй) и начал преподавать тайцзицюань, в чем пользовался большим успехом. Среди тех, кто хотел у него учиться, был У Юйсян, представитель одного из самых могущественных в уезде Юнняньсянь кланов. В дальнейшем с помощью УЮйсяна Ян Лучань переехал примерно в 1852 году в Пекин, позднее был приглашен для преподавания при императорском дворе в специальной резиденции Дуаньванфу, где в то время преподавали самые известные мастера Китая. В придворной резиденции существовало особое подразделение под названием «лагерь священного искусства» (Шэньцзиин), здесь ели преподавание такие великие мастера ушу, как основатель стиля багуачжан Дун Хайчуань, крупнейший мастер стиля синъи Го Юньшэнь, мастер рукопашного боя семьи Юэ (юэши саньшоу) Лю Шицзюнь, знаменитые мастера борьбы шуайцзяо Чжоу Дахуй, Да Сянцзы и другие.

Вскоре, после многочисленных поединков, Ян Лучань получил прозвище «Ян, не имеющий соперников» (Ян уди) и был назначен главным инструктором всего «лагеря священных искусств». Является родоначальником стиля Ян тайцзицюань.

Линия передачи традиции тайцзицюань стиля Ян, изучаемого в школе «Белая ворона»